Ни для кого не секрет, в любом помещении общепита продажа алкогольной продукции приносит значительную часть прибыли. В связи с чем, получением алкогольной лицензии озадачивается большинство владельцев кафе/бара/ресторана.
В России выдачу лицензий на алкоголь осуществляет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) и его территориальные органы на местах.
В Москве это - Департамент торговли и услуг города Москвы.
Лицензия необходима для продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 5%.Поэтому, если в своем кафе/баре/ресторане вы планируете продавать не только пиво (на пиво получение лицензии не требуется), то этот материал для вас.
Процедура получения алкогольной лицензии не так сложна, как кажется сначала. Основные требования к соискателям лицензии и помещениям, в которых алкогольная продукция будет реализовываться, изложены в Федеральном законе № 171-ФЗ от 22.11.1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Региональные власти вправе вводить дополнительные ограничения и требования к соискателям лицензии.
Итак, кто же может быть соискателем лицензии:
1. Продавать алкогольную продукцию (а это любая продукция с содержанием этилового спирта более 0,5%) может только юридическое лицо (ООО, ОАО, ЗАО).
2. Уставный капитал юридического лица (кафе/бара/ресторана) – не менее 10 000 рублей.
3. Основная проблема – это соответствие помещения предъявленным требованиям:
• помещение (включая торговые залы и складские помещения) должно быть стационарным, по документам площадью от 50 кв.м.;
• в помещении должен быть оборудован запирающийся склад (комната) алкогольной продукции со стеллажами. Требования по площади к данной комнате законодательством не предусмотрено;
• помещение должно быть в собственности или в долгосрочной аренде (от 12 месяцев). Договор аренды должен быть зарегистрирован в регистрационной палате.
• существуют ограничения в месторасположении помещения, так называемые «сухие зоны»: не менее 25 метров до детских, образовательных, медицинских учреждений. Но расстояние измеряется не по прямой, а по принципу «от двери до двери» по всем аллеям, тротуарам, пешеходным дорожкам;
4. Наличие на объекте зарегистрированной ККМ.
5. Срок выдачи лицензии – от 1 года до 5 лет. По истечении срока выдачи лицензии потребуется продление лицензии.
6. Государственная пошлина – 40 000 рублей за каждый год работы.
7. На момент подачи заявления у компании не должно быть задолженностей перед бюджетом (важно это проверить, чтобы не получить отказ в выдаче лицензии по этой причине).
В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект (текст во вложении), предлагающий отдельную лицензию на продажу алкоголя в кафе/барах/ресторанах. Согласно данному проекту, к производству спиртных напитков не относится приготовление коктейлей, не будет требоваться заключение долгосрочного договора аренды, в помещении не обязательно будет иметь склад для хранения алкоголя, продавцом алкогольной продукции не может быть несовершеннолетний, а вот официантом - сможет. Так же внесенные в законопроект поправки позволяют кафе и ресторанам обслуживать выездные мероприятия (таким образом, многие кейтеринговые компании приобретут легальный статус).
Итак, ваша компания и помещение соответствует всем предъявляемым требованиям, можно собирать документы:
1. Заявление (образец для Москвы).
2. Все учредительные документы на юридическое лицо (нотариально заверенные копии или копии с предъявлением оригиналов).
3. Выписка из ЕГРЮЛ со сроком действия не более 30 дней.
4. Свидетельство о собственности или зарегистрированный договор аренды от 12 месяцев.
5. Платежное поручение на оплату гос.пошлины (40 000 рублей за 1 год работы).
6. Полномочия заявителя (доверенность, паспорт, ксерокопия страниц паспорта с фото и пропиской).
7. Карточка регистрации ККМ.
Срок рассмотрения документов – 30 календарных дней (для Москвы - 32 календарных дня).
При подаче документов будьте готовы к внеплановой выездной проверке с целью проверки условий соискания лицензии представленным документам.
Для предприятий общепита города Москвы перечень документов и сама процедура лицензирования содержится в административном регламенте, утвержденном Постановлением Правительства Москвы № 59-ПП от 21.02.2012 г. «Об утверждении Административного регламента предоствления государственной услуги «Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции». Полный перечень документов необходимо подать в службу «одного окна» по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д.15.
Если лицензия на алкоголь по какой-либо причине отсутствует (не получена или не продлена своевременно), то возможно наступление административной ответственности в соответствии со ст. 14.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа:
• на должностных лиц – от 4 000 до 5 000 рублей с конфискацией продукции
• на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 рублей с конфискацией продукции.
В заключение следует сказать, что часто владелец кафе/бара/ресторана, при отсутствии лицензии, разрешают гостям распитие принесенного с собой алкоголя при наличии у гостя с собой чека о покупке алкоголя в магазине (это практикуется при проведении банкетов, свадеб, корпоративов). Но собственнику заведения не лишним будет знать, что в данном случае уже гость нарушает общественный порядок и общественную безопасность, а именно: распитие спиртных напитков в общественном месте (общепите), за что предусмотрена административная ответственность гражданина в виде штрафа от 500 до 1500 рублей (ч.1. ст. 20.20 КоАП РФ).